В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения. В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Цель современного образования – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды. Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает:
Им предоставляется возможность посещать ДОУ общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
|
Доступная среда Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество. Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития. Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: 1. Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ4 фото с экскурсии по учреждении.(маленький формат) Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты учителей-логопедов, учителя – дефектолога, кабинет педагога-психолога. В групповые помещения входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные изменяющиеся, трансформирующиеся границы. Созданная коррекционно-развивающая среда в МДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. В МДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 1 группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности. Музыкальный зал в МДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Зал оснащен современным оборудованием: интерактивный комплекс, рояль, акустическая система; учебно-методическими материалами: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителей-логопедов, учителя-дефектолога оборудованы:
Учебно-методические пособия: а) для коррекционной логопедической работы: по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото и др); а) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации. б) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза Уголок (место) педагога-психолога Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры В. Воскобовича, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики и еще добавь о своей кабинете 2. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗВ детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В МДОУ имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги. Для подгрупповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, детей с задержкой психического развития) оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту. На улице оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей групп компенсирующей направленности. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием. + несколько фото с оборудованием 3. Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗВ МДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников МДОУ в соответствии с их возрастными особенностями. Может быть фото с книжными уголками 4. Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организацииВ целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МДОУ разработан Паспорт доступности ОСИ № 01.01./2/84 от Территория ограждена забором высотой коридорах обозначены пути эвакуации. В ночное время здание детского сада охраняется сторожами.В целях пожарной безопасности изданы приказы об установлении противопожарного режима в ДОУ, о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность. Оборудование помещений МБДОУ и прилегающей к ней территории:
В МДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов. 5. Специальные условия питанияВ МДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 15-дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов осуществляется администрацией МДОУ. 6. Специальные условия охраны здоровьяОсновной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика и гимнастика после сна с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня). Детский сад обслуживает две медицинских сестры и врач-педиатр (на основании договора с ГБУЗ "Детская поликлиника № 5 города Ярославля). Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. 7. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗДоступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации МДОУ. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не приспособлен для воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ. Информационная база МДОУ оснащена: локальной сетью, электронной почтой, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт учреждения. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МДОУ не создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг связи с интернет-провайдером "Волна – сервис". Интернет используется для следующих целей:
8. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗДля повышения качества педагогического процесса в практике МДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др. Педагоги МДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов. 9. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользованияВ МДОУ имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, детей с особенностями развития личностной и познавательной сферы). Имеются — музыкальные центры, интерактивное оборудование: проектор, доски. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами. |